Оглавление:
Это положение, подтверждено п.4 ст.97 Договора «О Евразийском экономическом союзе»: Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора. Важно отметить, что согласно п.3 ст.97 «Договора» в целях осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности, документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, признаются без проведения установленных процедур признания документов об образовании. Исключением являются случаи, когда граждане ЕАЭС планируют осуществлять педагогическую, юридическую, медицинскую и фармацевтическую деятельность. Также, важно отметить, что работодатель имеет право запросить нотариальный перевод документов об образовании, а также направлять запросы, в том числе путем обращения
Работодатель вправе запросить нотариально заверенный перевод на русский язык подобных документов (подробности смотрите в Договора о ЕАЭС).
Требовать ИНН при поступлении на работу работодатель не вправе.
Однако, если у иностранца есть ИНН, то его нужно предоставить работодателю (если ИНН нет, то его нужно оформить и предоставить работодателю позже). Что такое ИНН и как его получить, читайте вот .
Он регулирует, в частности, и вопросы трудовой миграции граждан этих стран. К Договору о ЕАЭС присоединились Армения и Киргизия; .
С 2015 г. Договор о ЕАЭС вступил в силу для всех этих стран, кроме Киргизии.
Поэтому, говоря о работниках из стран ЕАЭС, мы будем иметь в виду граждан Белоруссии, Казахстана и Армении. Когда же вступит в силу договор о присоединении Киргизии, все сказанное станет относиться и к гражданам этой страны.
Договор о ЕАЭС — это международный договор, а значит, его нормы приоритетнее норм внутреннего российского законодательства, в том числе налогового и трудового, а также законодательства об обязательном социальном страховании; ; ; ; ; . В чем же особенности трудоустройства и уплаты взносов с выплат гражданам из государств — участников ЕАЭС, временно пребывающим в России?
Итак, с 2015 г. временно пребывающие и желающие работать в РФ граждане Белоруссии, Казахстана
Этот вопрос раскрывается в 97-й статье этого Договора.
В ней говорится о том, что для трудящихся на территории России таких граждан (в том числе и из Киргизии) специальное разрешение не нужно. Такая позиция нашего правительства основывается на приоритетности, описываемой в правилах известного международного Договора.
Каждый год правительством нашей страны устанавливается определенный предел работников-иностранцев в определенных сферах деятельности:
Следует напомнить, что для граждан стран ЕвразЭС, в том числе и Киргизии, такие ограничения отношения не имеют.
При этом государства — члены ЕАЭС осуществляют сотрудничество по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции (п.
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
(далее — Закон N 115-ФЗ).
Тем не менее граждан ЕАЭС работодатели вправе принимать на работу без учета ограничений по защите национального рынка труда (п.
2 ст. 97 Договора о ЕАЭС)
Именно поэтому среди белорусов можно найти большое количество нелегалов.
Будьте внимательны при трудоустройстве данных мигрантов. С первого дня въезда каждый иностранец, пребывающий в нашу страну, обязан оформить себе медицинский полис для легального пребывания, а также для дальнейшего трудоустройства (п.5 ст.27 ФЗ № 114, ст. 327.2 ТК РФ). Граждане ЕАЭС вправе самостоятельно выбирать, какой полис им необходим – ДМС или ОМС (приказ Минздрава РФ от 27.10.2016 N 803н).
Граждане ЕАЭС могут встать на миграционный учет по особенным условиям, в отличие от других стран: им дается 30 календарных дней, а не 7 рабочих, как большинству мигрантов.
Ей могут
В связи с этим при трудоустройстве граждан стран ЕАЭС, временно пребывающих в РФ, обязательно наличие полиса ДМС или договора между работодателем и медицинской организацией о предоставлении таим работникам платных медицинских услуг.
97 «Договора».
В случае же пребывания на территории Российской Федерации сроком больше 30 суток с даты въезда, иностранные граждане обязаны зарегистрироваться (встать на миграционный учёт), после чего срок их пребывания на территории Российской Федерации будет определен сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Это означает, что прибыв на территорию России, граждане ЕАЭС освобождаются от постановки на миграционный учет.
В случае, если иностранные граждане планируют пребывать и осуществлять трудовую деятельность в управляющей организации, сроком более 30 дней, иностранных граждан необходимо поставить на миграционный учет, заключить трудовой договор, после чего срок его пребывания будет определяться сроком действия данного договора. К сведению Согласноп.7 ч.1. ст.2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» осуществить постановку на миграционный учет (стать принимающей стороной иностранного гражданина) могут:
Обратите внимание, что правила о безусловном признании документов об образовании не действуют, если речь идет о приеме на должности, предполагающие педагогическую, юридическую, медицинскую или фармацевтическую деятельность. В этом случае дополнительно к переводу потребуется также документ о признании в РФ документа об образовании, выданного иностранным государством.
Во-вторых, есть особенности, связанные с медицинским страхованием работников из ЕАЭС. Ситуация крайне запутанная. Так, согласно п.
5 ст. и п. 3 ст. Договора о ЕАЭС медицинское страхование трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это должно означать, что ЕАЭС-работники являются лицами, застрахованными в системе ОМС.
Что, кстати, для целей страховых взносов, недавно подтвердила и ФНС России (см. письмо ). Однако у Минтруда по этому поводу иное мнение.
В отношении иностранных работников, пребывших из стран-участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, действует упрощенный порядок трудоустройства в РФ.
2. В упрощенном порядке принимаются на работу граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. 3. Принимая на работу иностранца из ЕАЭС, работодателям нужно руководствоваться ст. 97 Договора о ЕАЭС, а также ст.
65, 327.1-327.3 ТК РФ. Кроме того, нужно учитывать отдельные нормы Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
. 4. Уведомление о трудоустройстве иностранного гражданина нужно направить в Главное управление по вопросам миграции МВД России в течение трех дней со дня заключения трудового договора (п.
8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). 5. Уведомлять ИФНС о трудоустройстве иностранцев не требуется. 6. Работники из ЕАЭС должны быть поставлены на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в РФ.
То же самое касается и срока трудового договора – можно заключать бессрочный, поскольку срок окончания договора или патента является основанием для увольнения.Иностранец должен представить следующие документы при заключении трудового договора:
Помимо этих документов иностранец должен предоставить все документы, предусмотренные ТК РФ:Удостоверение личности (вид на жительство, иностранный паспорт и т. д.)
Если он не успеет, то ему придется покинуть страну. В противном случае мигранту три года запретят въезжать в Россию ().Граждан из стран ЕАЭС можно принимать на работу без учета ограничений по допустимой доле иностранных сотрудников, которые ежегодно устанавливает правительство ().
Это значит, что работодателю не надо получать разрешение на их трудоустройство.
Гражданам государств – членов ЕАЭС не требуется патент или разрешение на работу для трудоустройства (). А остальные безвизовые иностранцы имеют право работать в России при наличии у них патента ().Принимая на работу иностранца, убедитесь, что он находится в России на законных основаниях.