Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Принятие нормативно правового акта

Принятие нормативно правового акта

Глава 6. Подготовка и принятие нормативных правовых актов (законодательный процесс).


Это условие необходимо для недопущения возможного их несоответствия федерального законодательства и, если принять во внимание объем ведомственного нормативно – правового материала и количество региональных законов, его существование вполне оправдано. Кроме того, в отечественной системе законотворчества обязательна юридическая экспертиза обсуждаемых нижней палатой парламента (Государственной Думой Федерального собрания России) законопроектов специальными парламентскими комитетами – после принятия в первом чтении перед принятием во втором. Юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов является важным инструментом обеспечения единства, непротиворечивости и системности законодательства. 2. Правовая экспертиза. Это, пожалуй, самый сложный и самый важный вид экспертиз законопроектов.

Правовая экспертиза направлена на установление соответствия (или несоответствия) планируемого нормативного правового акта требованиям норм права, общественному интересу, социальным потребностям.

Какими признаками обладает нормативно-правовой акт

В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит:

  1. депутатам Государственной Думы;
  2. Президенту РФ;
  3. Совету Федерации и его членам;
  4. Верховному Суду РФ.
  5. Правительству РФ;
  6. законодательным (представительным) органам субъектов РФ;
  7. Конституционному Суду РФ;

Правовой акт издается уполномоченными органами в пределах их компетенции, т.е.

каждый орган имеет право издавать нормативный акт лишь по установленному законодательством кругу вопросов. Кроме того, каждому органу, издающему правовую норму, установлена определенная форма, в которую он может данную норму облекать.

Так, например, Правительство РФ может издавать постановления и распоряжения.

Глава 5. Порядок принятия нормативного правового акта и его введения в действие

Статья 26.

Порядок введения в действие нормативного правового акта 1. Порядок введения в действие нормативного правового акта может определяться самим нормативным правовым актом. 2. Порядок введения в действие законов, в том числе кодексов, определяется в самих законах (кодексах) либо отдельными законами.

Статья 27. Признание утратившими силу, изменения и дополнения нормативных правовых актов и их частей в связи с принятием нового нормативного правового акта Сноска. Статья 27 исключена Законом РК от 01.04.2011 № 425-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования). Статья 28. Внесение в действующие нормативные правовые акты изменений и дополнений Сноска.

Статья 28 исключена Законом РК от 01.04.2011 № 425-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования). Статья 29. Лица, уполномоченные подписывать нормативные правовые акты 1.

Официальные тексты

44) Понятие нормативно-правового акта и его виды.

Такие полномочия особенно значительны у Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Центробанка и т.д.

Ведомственные подзаконные акты – акты общего действия; распространяются лишь на ограниченную (специальную) сферу общественных отношений: банковскую, транспортную, правоох-ую и т.д. На практике министерства чаще всего издают приказы и инструкции, гос. комитеты – приказы и постановления. Обычно нормативными явл. инструкция и постановления.
Приказ – издается министерством, действует на основе единоначалия.

Постановления – принимают коллегиальные органы, решают вопросы межотраслевого, координационного хар-ра и обязательные для различных министерств, ведомств и организаций. Инструкция – это нормативно-правовой акт, устанав-ий порядок исполнения других нормативно-правовых актов или осуществления функций определенными органами, структурными подразделениями и долж-ми лицами.

Утверждается либо приказом министерства,

Этап – принятие нормативно-правового акта.

6.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. 7. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. 8. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (статья 107 Конституции РФ). 9. Обнародование закона: статья 15 Конституции РФ: Законы подлежат официальному опубликованию.

2 Этап – принятие нормативно-правового акта:

4) подписание проекта нормативно-правового акта происходит согласно статье 107 Конст. РФ: 1. Принятый фед-ый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

2. Президент РФ в течение 14 дней подписывает фед-ый закон и обнародует его. 3. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления фед-го закона отклонит его, то Гос-ая Дума и Совет Федерации в устан-ом Конст. РФ порядке вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении фед-ый закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос-ой Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию. 5) опубликование нормативно-правового акта и доведение его до адресатов происходят согласно статье 15 Конст.

Приложение 2

N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»; 10) Указ Президента РФ от 01.07.96 N 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг»; 11) Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 (ред.

РФ:«3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности чел.
от 06.11.98)

«Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»

; 12) Постановление Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 «Об информационном бюллетене «Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку»; 13) Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395 (ред.

Порядок принятия нормативных правовых актов

Это право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

от 24.06.98) «О Положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России»; 14) Указание ГТК РФ от 02.07.97 N 01-14/836 «О применении таможенными органами законодательства Российской Федерации».

Особым правотворческим действием на этой стадии является решение на основании законодательной инициативы компетентного правотворческого органа о необходимости издания закона — включение соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработка официального законопроекта; 2. Принятие подготовленного законопроекта в законодательном органе к рассмотрению, а затем — обсуждение законопроекта, рассмотрение поправок, принятие в порядке первого, второго и т.д.
чтения («чтение закона» означает обсуждение и поэтапное принятие его, «первое чтение» — принятие проекта в принципе, как основы будущего закона; «второе чтение» — принятие проекта как закона; «третье чтение», т.е.

принятие после внесения дополнительных поправок, редакционной отработки); 3.

«Производство по принятию нормативных правовых актов государственного управления»

Управомочивающие акты предоставляют возможность, дозволяют, управомачивают адресата на совершение определенных, предусмотренных в них действий или поведения, или на получение материальных или нематериальных благ. Исполняются эти акты пре­имущественно теми, кому они адресованы, путем совершения опреде­ленных действий и т.д.

Запрещающие акты исполняются путем воз­держания от совершения указанных в них действий.

Поощрительные предписания имеют всегда точно определенного адресата. В административно-правовой литературе завоевала признание и достаточно распространена классификация индивидуальных административных актов на оперативно-исполнительные и правоохра­нительные.

Основанием для такого деления избираются непосред­ственные цели и характер актов. Классификация актов по данному основанию помогает в большей мере уяснить характер отражения содержания нормы права в содержании индивидуальных актов.

Написание нормативных правовых актов. Принятие закона

Основные положения внесённого законопроекта, внесения изменения в закон описывается в преамбуле. Преамбула представляет собой вводную часть вносимого законопроекта или в части его изменения, дополнения, в которой описывается мотивы его принятия, задачи и цели.

Преамбулу следует излагать четко и кратко.

Основной частью закона является его нормативно — правовое содержание, в котором описываются предписания и запреты. Нормативно — правовое содержание закона должно излагаться логически правильно с разделением на статьи, пункты, части, каждая из которой начинается с «красной строчки», пунктам и частям в тексте законопроекта придается равноценное значение.

Внесение изменения в ранее принятый закон излагается не по статьям, а по пунктам с цифровым обозначением.